Броненосец с центральной батареей 'Кёниг
Вильгельм', Германия, 1869 г. Заложен в 1865, спущен на воду в 1868 г. Водоизмещение - 10591 т, длина - 112,2 м, ширина - 18,3 м, углубление - 8,6 м. Мощность машины - 8440 л. с., скорость хода - 14,5 узлов. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии - 305-152 мм, батарея - 203-152 мм, броневая палуба - 51 мм Вооружение: восемнадцать 240-мм и пять 210-мм орудий. Броненосец с центральной батареей 'Фридрих Карл', Германия, 1867 г. Построен в Тулоне (Франция). Заложен в 1866, спущен на воду в 1867 г. Водоизмещение - 6822т, длина - 94,1 м, ширина - 16,6 м, углубление - 8,1 м. Мощность машины - 3550 л. с., скорость хода - 13,5 узла. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии - 127-114 мм, батарея - 114 мм. Первоначальное вооружение: двадцать восемь 72-фунтовых орудий. Аналогичный броненосец 'Кронпринц' (1867 г.), построен в Англии, имел водоизмещение 6200 т, скорость хода - 14,5 узла, 2 трубы вместо одной и сразу был вооружен шестнадцатью 210-мм орудиями. Казематный броненосец 'Кайзер', Германия, 1875 г. Заложен в 1872, спущен на воду в 1874 г. Водоизмещение - 8800т, длина - 89,3 м, ширина - 19,1 м, углубление - 7,9 м. Мощность машины - 5700 л. с., скорость хода - 14,5 узла. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии - 254-127 мм, каземат-203-178 мм, палуба 51 мм. Вооружение: восемь 260-мм и одно 210-мм орудие. Построено 2 единицы: 'Кайзер' и 'Дойчланд' (оба в строю с 1875 г.). Соперничество на суше двух самых сильных армий Западной Европы 70-х годов прошлого века - французской и германской - не имело продолжения на море. Флот Франции был настолько сильнее немецкого, что в ходе войны 1870-1871 годов накрепко заблокировал все побережье Германии, без малейших попыток немцев выйти в море. Но Пруссия предприняла кое-какие шаги для ликвидации столь унизительного положения еще до начала конфликта. Руководители германского флота заказали два почти одинаковых корабля - 'Фридрих Карл' и 'Кронпринц' - у жестоких конкурентов - англичан и французов. Будущие противники успели построить всего за три года до войны отличный корабль: 'Карл' стал самым мореходным из первой генерации броненосцев немецкого флота. Не ударили в грязь лицом и англичане - проект 'Кронпринца' составил главный морской конструктор Британии Эдуард Рид. Оба 'иностранца' просуществовали в составе боевого флота до начала XX века, а после этого 'Кронпринц' служил в качестве плавучей казармы еще два десятка лет. Однако самым большим и сильным кораблем, поднявшим в 70-е годы флаг с черным немецким орлом, стал купленный буквально по случаю 'Кёниг Вильгельм'. Спроектированный в Англии по заказу турецкого правительства, броненосец с центральной батареей 'Фатих' был в стадии постройки, когда стало ясно, что финансовые возможности заказчика не позволят выкупить свое 'имущество'. В результате бывшего 'турка' приобрела Пруссия. Имевший хорошую скорость и мощное вооружение, этот корабль в течение многих лет был флагманом флота объединившейся Германии. Как и большинство броненосцев первого поколения, он подвергся неоднократным переоборудованиям. В 1890 году на 'Вильгельме' появилось новомодное оружие - скорострельные орудия средних калибров (семь 150-мм пушек Круппа) и даже пять торпедных аппаратов, а в 1895-1896 годах бывший броненосец неожиданно стал... броненосным крейсером. В 1907 году потерявший боевое значение бывший флагман перевели в учебный корабль Морской академии, а вскоре после окончания первой мировой войны сдали на слом. Первым спроектированным и построенным в Германии броненосцем стал небольшой 'Ганза' водоизмещением всего в 4335 т. 'Первый блин' немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем 114-мм железная броня начала ржаветь еще до того, как 'Ганза' вошла в строй, а строилась она долго: с 1868-го по 1875 год. Удачным можно назвать, пожалуй, лишь расположение артиллерии. Восемь орудий калибром 210 мм помечались в двух казематах один над другим, причем 4 нижние пушки могли вести огонь по бортам, а 4 верхние - по носу и корме. Эта схема отражала стремление обеспечить круговой обстрел и была опробована почти всеми странами. После небольшой и одиночной 'Ганзы', которую трудно отнести к рангу линкоров, в строй флота Германии вступило сразу 5 больших броненосцев. Три 'Гроссер Курфюрста' были заложены еще как корабли с центральной батареей, но уже в ходе строительства на них решили установить две расположенные в центре башни. В результате перепланировки выиграл находившийся в наименьшей готовности 'Пройссен'. Он вошел в строй первым, а головной корабль серии -'Гроссер Курфюрст' - оказался одним из самых несчастливых кораблей. После 10 лет постройки он наконец поднял боевой флаг в начале мая 1878 года, но проплавал всего 26 дней. В последний день того же месяца из-за ошибки рулевого флагман германского флота 'Кёниг Вильгельм' вогнал в борт 'Курфюрста' свой мощный таран. Новый броненосец отправился на дно, унося с собой несколько сотен моряков. Два других корабля -'Кайзер' и 'Дойчланд'- стали последними германскими броненосцами, построенными за границей. Их спроектировал в 1869 году все тот же главный конструктор британского флота Э. Рид. Судьба их оказалась сродни 'Кёнигу Вильгельму': с середины 80-х годов в составе вооружения появились семь 150-мм орудий, а в 90-е последовало переоборудование в броненосные крейсера с вооружением из восьми 260мм и такого же количества 105-мм и 88-мм пушек. Интересно, что постройка этой серии заняла всего три года. Английские верфи в 70-х годах прошлого века прекрасно справлялись с заказами; строить там корабли было и быстрее, и выгоднее. Казалось совершенно невероятным, что медлительные и пока что неумелые немцы всего через 40 лет станут главными конкурентами Британии, попытавшимися пошатнуть ее морскую мощь. Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта |