Germanfleet.narod.ru

Главная | Карта сайта
Первые броненосцы | Заксен | Бранденбург | Кайзер Фридрих III | Виттельсбах | Брауншвейг | Дойчланд
Нассау | Гельголанд | Кайзер | Кениг | Баерн | Фон дер Танн | Дерфлингер| Макензен
Дойчланд | Шарнхорст | Бисмарк | Плановые ЛК
броненосцы | дредноуты | линкоры
Чертежи | Цвет
Тактика | Сражения | Библиотека | Для вэбмастера | Для студентов
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Линкоры тип "Дойчланд"

Поражение в первой мировой войне, казалось бы, окончательно вычеркнуло Германию из претендентов на морское господство. Согласно Версальского договора немцам разрешалось иметь в строю корабли водоизмещением до 10 тыс. т с орудиями калибром не более 11 дюймов. Поэтому им пришлось распрощаться с надеждой сохранить даже самые первые свои дредноуты и довольствоваться лишь безнадежно устаревшими броненосцами типа "Дойчланд" и "Брауншвейг". Когда же появилась возможность заменить последние на корабли новых проектов (а это разрешалось делать не ранее чем через 20 лет их нахождения в строю), именно эти ограничения и привели к появлению необычных во всех отношениях "капитальных" кораблей типа «Дойчланд».

При его создании немцы исходили из того, что новый корабль в первую очередь будет использоваться на вражеских коммуникациях в качестве рейдера. Успешные действия в 1914 году "Эмдена" и "Кенигсберга" против британского судоходства вместе с тем наглядно показали, что слабое вооружение легких крейсеров не оставляет им шансов при появлении более серьезного противника. Поэтому«Дойчланд» должен быть сильнее любого неприятельского тяжелого крейсера и одновременно быстроходнее любого линкора. Идея эта, прямо скажем, не нова, но попытки реализовать ее ранее редко приводили к желаемому результату. И только немцам удалось наконец воплотить ее в металле наиболее близко к замыслу. «Дойчланд» при весьма ограниченном водоизмещении получили мощное вооружение, приличную (по крейсерским меркам) защиту и огромную дальность плавания. В германском флоте новые корабли официально классифицировались как броненосцы (panzerschiffe), по сути были тяжелыми крейсерами, но из-за чрезмерно мощной артиллерии главного калибра остались в истории мирового кораблестроения как "карманные линкоры".

Действительно, вооружение «Дойчланд» - две трехорудийные 11-дюймовые башни да еще 8 шестидюймовок в качестве среднего калибра - выглядело вполне "линкоровским". Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее "28-см", и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) - с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40° могла стрелять 300-кг снарядами на дальность 42,5 км. "Впихнуть" такую артиллерию в крейсерские размеры позволили, во-первых, всемерное облегчение корпуса за счет широкого внедрения электросварки и, во-вторых, использование принципиально новых двигателей - четырех спаренных дизельных установок с гидравлической передачей. В результате в проекте осталось место и на броневой пояс толщиной 60-80 мм, и на противоторпедную защиту шириной около 4,5 м (вместе с булями), завершавшуюся 40-мм продольной переборкой.

Вступление в строй головного "карманного линкора" совпало с приходом к власти Гитлера и вылилось в шумную пропагандистскую кампанию, призванную внушить обывателю, будто возрождение германского флота началось с создания "лучших в мире" кораблей. В действительности эти утверждения были далеки от истины. При всей своей оригинальности «Дойчланд» по броневой защите превосходили далеко не все "вашингтонские" крейсера, а по скорости уступали всем в среднем на 4-5 узлов. Мореходность "карманных линкоров" поначалу оказалась неважной, из-за чего им пришлось срочно переделывать носовую часть корпуса. В довершение всего следует отметить, что их реальное стандартное водоизмещение превышало декларируемое (10 тыс. т) на 17—25%, а полное на “Адмирале графе Шпее” вообще достигло 16 020 т!

Очевидная ограниченность возможностей “карманных линкоров” в свете заявленной Гитлером новой морской доктрины вынудила отказаться от строительства еще трех однотипных кораблей в пользу полноценных линкоров. В июне 1935 года в Лондоне был заключен договор, позволявший Германии иметь флот, составлявший 35% от британского. Одержав дипломатическую победу, немцы теперь могли строить линкоры вполне легально.

Дойчланд 1933/1945 В 1929 г. заложен на судостроительном заводе фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "А". 19.05.31 г. спущен на воду и получил наименование «Дойчланд». 1.04.33 г. вступил в строй. В декабре 1939 г. переклассифицирован в тяжелый крейсер.

Еще до начала второй мировой войны был развернут для нарушения британских коммуникаций в Северной и Центральной Атлантике, однако потопил всего два судна и 5 ноября уже вернулся в базу.

24 января 1940 г. переименован в "Лютцов" ("Lutzow"). В апреле участвовал в Норвежской десантной операции в составе пятого отряда, высаживавшего войска в Осло. 11 апреля при возвращении в базу получил попадание одной торпеды с британской ПЛ "Спирфиш" в Скагерраке, приведен в Киль на буксире и поставлен в док на 9 месяцев.

13 июня 1941 г., направляясь в Норвегию, откуда планировался его выход на коммуникации союзников, в Северном море был атакован британской авиацией, в результате чего получил попадание одной авиационной торпеды и вернулся в Германию для ремонта, который продолжался несколько месяцев.

В начале 1942 г. перебазирован в Северную Норвегию. Должен был участвовать в операции по разгрому конвоя "PQ-17", но 3 июля сел на мель у Нарвика и в дальнейших действиях не участвовал. 10 августа возвратился в Германию для ремонта после посадки на мель. В начале декабря вновь прибыл в Нарвик, а 18 декабря перешел в Альтен-фьорд. 31 декабря участвовал в атаке конвоя "JW-51B" у острова Медвежий, где вел себя исключительно пассивно.

В конце сентября 1943 г. перешел на Балтику для текущего ремонта. В 1944 г. участвовал в боевых действиях на Балтике. 23—24 ноября осуществлял огневую поддержку сухопутных войск под Мемелем. В апреле 1945 г. поврежден береговой артиллерией КБФ у косы Хель. 16 апреля тяжело поврежден британской авиацией в Свинемюнде и сел на грунт и использовался в качестве батаpеи. Взоpван экипажем 4 мая 1945 года. Поднят советским флотом и в 1948-49 pазобpан в Ленингpаде.

Адмирал Шеер 1934/1945 Спустя два года после того, как был заложен первый из «карманных линкоров», было начато строительство второго «Panzerschiff B», который позже получил название «Адмирал Шеер». Изменения по сравнению с прототипом были невелики, наиболее заметным было соединение носовой надстройки и командной башни в одну массивную надстройку. Строительство корабля было начато в Вильхельмсхавене 25 июня 1931 года. На воду остов был спущен 1 апреля 1933 года, а в строй корабль вошел 12 ноября 1934 года.

С 6 по 16 июня 1936 года «Адмирал Шеер» участвует в совместных учениях с другими линкорами серии Дойчланд. После завершения учений «Адмирал Шеер» и Дойчланд обходят вокруг Британских островов и возвращаются в Германию. С 23 по 29 июня «Адмирал Шеер» посещает Стокгольм.

После ремонта в 1936 «Адмирал Шеер» году вместе с Дойчланд направляется в Испанию, где осуществляет патрулирование в Средиземном море. 31 мая 1937 года «Адмирал Шеер» обстреливает портовый город Альмерию в отместку за воздушный налет на Дойчланд. В марте 1939 года вместе с кораблями-близнецами «Адмирал Шеер» участвует в захвате немцами Клайпеды. Перед началом второй мировой войны «Адмирал Шеер» находился в Германии, где проходил ремонт двигательной установки. 4 сентября на рейде в Вильхельмсхавен он получает четыре попадания британскими авиабомбами, которые, однако, не разорвались. Однако урок был воспринят и в этом же месяце на «Адмирал Шеер» пушки 88 мм заменяются на шесть орудий 105 мм. Затем с 1 февраля и по конец июля 1940 года заменяется носовая часть корабля. Мачта заменяется на цилиндрическую. Кроме того, в ходе ремонта был установлен радиолокатор FuMO-26, размещено оборудование для размагничивания и добавлено два четырехствольных 20мм зенитных автомата. В это же время «Адмирал Шеер» переклассифицируется в тяжелый крейсер.

23 октября 1940 года «Адмирал Шеер» вышел из Гдыни и во время шторма в ночь с 31 октября на 1 ноября незамеченным вышел в Атлантический океан. 5 ноября 1940 года потопил идущий без охраны рефрижератор «Mopan». Это судно, как и большинство последующих, принадлежало Великобритании. В тот же день «Адмирал Шеер» атакует обнаруженный ранее конвой HX84, идущий из Канады и сопровождаемый вспомогательным крейсером “Jervis Bay”. Героическое сопротивление экипажа крейсера, оказанное противнику, позволило кораблям конвоя рассыпаться по океану. Но все же «Адмирал Шеер» смог потопить пять кораблей из конвоя – “Beaverford”, “Maidan”, “Kenbane Head”, “Trewellard” и “Fresno City”. Кроме того, огнем с «Адмирал Шеер» были повреждены транспорт “Andalusian” и танкер “San Demetrio”.

Затем «Адмирал Шеер» вышел в Центральную Атлантику. Там, 16 ноября, с судна обеспечения “Nordmark”, он принял топливо и боеприпасы. 24 ноября 1940 года в районе, расположенном к северо-востоку от Бермудских островов потопил “Port Hobart“. 1 декабря в районе Батхерста потопил “Tribesman”. 14 декабря «Адмирал Шеер» вновь пополнил запасы топлива с судна “Nordmark” и передал на него пленных моряков, подобранных с потопленных судов.

Затем «Адмирал Шеер» перешел экватор и 16 декабря к северу от Наталу захватил рефрижератор “Duquesa” с грузом мяса. Этот рефрижератор вошел в состав группы поддержки крейсера и затоплен был только 20 января. 22 декабря «Адмирал Шеер» встречается со вспомогательным крейсером “Thor”. Затем «Адмирал Шеер» направляется а север. 18 января 1941 года задерживает в районе Фритауна норвежский танкер “Sandafjord” и с призовой командой отправляет его в Бордо, куда танкер благополучно и добирается. 20 января «Адмирал Шеер» потопил еще два корабля”Sandpark” и голландский “Barenveld”.

После очередной заправки «Адмирал Шеер» направляется в Индийский океан. Там, к северу от Мадагаскара, «Адмирал Шеер» встречается со вспомогательным крейсером “Atlantis” и прорывателем блокады “Tanenfels”. Затем, 20 февраля в том же районе немцы захватывают танкер “British Advocate” и топят греческое судно “Gregorios C.”. 21 февраля «Адмирал Шеер» потопил “Canadian Cruiser”, команда которого успела передать сигнал о нападении немецкого рейдера. На следующий день «Адмирал Шеер» потопил голландский “Rantaupandjang”. Тем временем, в охоту за рейдером включается шесть крейсеров, которым придается старый авианосец Гермес. Один из его самолетов находит в Индийском океане немцев четыре часа спустя после потопления ими голландского судна. Однако преследование сорвалось и немецкий корабль 3 марта проходит мимо мыса Доброй Надежды. 8 марта «Адмирал Шеер» в очередной раз заправляется топливом и передает пленных моряков на судно обеспечения “Ermland”. После незначительного ремонта «Адмирал Шеер»” направляется на север.16 марта, примерно в 500 милях к северо-востоку от устья Амазонки «Адмирал Шеер» встречается со вспомогательным крейсером “Kormoran” и подводной лодкой U-124, на которой были привезены запасные части для радиолокатора. Затем «Адмирал Шеер» без приключений проходит Ла-Манш и первого апреля 1941 года заходить в Киль.

С середины апреля крейсер ставится на ремонт, а 4 сентября переходит в Осло. Однако, четыре дня спустя за постоянной угрозы воздушных налетов «Адмирал Шеер» возвращается обратно и получает назначение в “Baltenflotte”, который должен был заблокировать в Ленинграде советский Балтийский Флот. Вместе с линкором Тирпиц, крейсерами “Koln” и “Nurnberg” и несколькими эсминцами «Адмирал Шеер» формировал северное крыло этой группы. Однако Балтийскому флоту было не до того – его орудия оказывали поддержку наземным частям и в конце сентября «Адмирал Шеер» возвращается в Германию. После ремонта, в ходе которого было установлено два двуствольных автомата 20 мм, и тренировок личного состава «Адмирал Шеер» 20 февраля 1942 года вышел в район Трондхейма вместе с крейсером “Prince Eugen”.

10 мая «Адмирал Шеер» перешел в Нарвик. Оттуда он должен был направиться на перехват конвоя PQ17, однако операция была отменена, поскольку немецкая группировка была обнаружена союзниками. 16 августа 1942 года «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика в Арктику, где должен был перехватывать полярные конвои, поддерживаемый двумя подводными лодками. Однако сам крейсер попал в ледяные поля, да и разведка подкачала - противника обнаружить не удалось. Только на обратном пути 25 августа «Адмирал Шеер» обнаружил советский ледокол «Сибиряков», который затонул через 73 минуты. На следующий день «Адмирал Шеер» обстрелял Порт Диксон и повредил там два патрульных катера. 30 августа «Адмирал Шеер» вернулся в Нарвик.

После отдыха в Норвегии крейсер в январе 1943 года попадает в сухой док в Вильхельмсхавене. Ремонт продолжается целый год, вплоть до 13 января 1944 года. После завершения ремонта «Адмирал Шеер» используется как учебное судно на Балтийском море. При этом корабль постоянно дооснащался зенитными автоматами 20 мм и к середине 1944 года их было уже 29. 22 ноября 1944 года «Адмирал Шеер» поддерживал артиллерийским огнем защитников полуострова Шворбе. В феврале 1945 года вместе с эсминцами эскорта обстреливал наступающие советские войска под Эльблагом и Фромборком.

6 марта «Адмирал Шеер» направляется на ремонт в Киль и там 9 апреля 1945 года был потоплен самолетами британских ВВС. После того, как рядом с корпусом разорвалось пять тяжелых бомб, «Адмирал Шеер» перевернулся. Останки крейсера лежали до 1948 года, пока его частично не разрезали на лом, но большая часть корпуса оказалась замурована в новой набережной.

Адмирал граф Шпее 1936/1939 Затоплен экипажем 17.12.1939 у Монтевидео после боя у реки Ла-Плата. Разобpан на металл в 1942-43.

ЭлементыДойчландАдмирал граф Шпее
Водоизмещение: станд / полн11700/1590012100/16200
Размеры: дл / шир / ос188/20.7/7.3188/21.7/7.3
Главные механизмы:
  • тип установки
  • мощность л.с.
  • число котлов\дизелей
  • число винтов
  • запас топлива
  • дизельмоторы
  • 56000
  • 8
  • 2
  • 2784
  • дизельмоторы
  • 56000
  • 8
  • 2
  • 2523
  • Скорость хода, уз.2828.5
    Дальность, миль при 19 уз2150019000
    Вооружение:
  • 280мм/52 АУ
  • 150мм/55 АУ
  • 105мм/65 универ.АУ
  • 37мм/80 зенит АУ
  • 20мм/65 зенит АУ
  • 533-мм ТА
  • 2х3 (630-720)
  • 8х1 (800-1200)
  • 3x2 (2400-3000)
  • 4x2 (8000-24000)
  • 24х1 10
  • 2х4
  • 2х3 (630-720)
  • 8х1 (800-1200)
  • 3x2 (2400-3000)
  • 4x2 (8000-24000)
  • 24х1 10
  • 2х4
  • Катапульт1 1
    Гидросамолетов22
    Бронирование:
  • верхняя палуба
  • главная палуба
  • бортовой пояс
  • АУ ГК
  • барбеты АУ ГК
  • АУ ПМК
  • 17
  • 45
  • 80
  • 140
  • 100
  • 10
  • 17
  • 40
  • 100
  • 140
  • 125
  • 10
  •  

    Характеристики вооружения и радиолокации
    Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта

    Hosted by uCoz